Д О К Т О Р
 П Е Т Р О В
Душа поет, когда он с нами!
 
     Сайт о психопатологии, религии, магии, культах, смерти и прочем...

 

Курс психиатрии Сходим с ума по доктору Петрову!

 

Психиатрия для всех. Курс для неспециалистов.

Введение    Методы исследования в психиатрии   Два типа диагностики   Аспекты психического заболевания   Симптом, синдром, нозологическая форма  нозологическая форма   Астенический синдром   Заболевания, при которых бывает астенический синдром:   Неврастения     Другие  заболевания

Этот курс я читаю студентам Академии практической психологии при   факультете психологии Московского государственного университета им. Ломоносова.

Введение
Психиатрия (психе - душа иатреиа - лечение) - раздел медицины, занимающийся диагностикой, лечением и профилактикой душевных болезней, а также изучением их причин и особенностей развития.

Стоит ли оценивать всех людей с точки зрения психиатрии? - Нет. Психиатрический подход адекватен только для людей, страдающих психическими расстройствами. Психиатрический аспект общения, в отличие от психологического, не всегда присутствует в работе профессионала, чья работа связана с общением, но может внезапно появиться и существенно, а иногда и фатально повлиять на ее результаты. Поэтому профессионал-непсихиатр должен быть готовым к столкновению с душевнобольным, к коррекции своих действий, привлечению психиатра и сотрудничеству с ним.
Задача курса - обучение доврачебной диагностике психических заболеваний, тех их форм которые встречаются в повседневной практике профессионала, работающего с людьми - психотерапевта-психолога, педагога, врача-непсихиатра, социального работника, юриста, духовного работника, руководителя организации, специалиста по кадрам или связям с общественностью, секретаря, работника сферы обслуживания, журналиста, рекламного или страхового агента и т.д. Он также может быть полезен тем, кто имеет больных родственников друзей или сотрудников.
Курс поможет избежать грубых ошибок и более эффективно взаимодействовать с психиатрами. Он поможет избежать двух крайностей - либо психиатрического нигилизма, когда работник просто игнорирует возможность психического заболевания у своего партнера, либо панически боится даже намека на него и при первом сомнении устраняется от сотрудничества. Минимальные знания по психиатрии нужны для того, чтобы не бояться показаться некомпетентным, обращаясь за консультацией к психиатру. Они нужны, чтобы лучше сформулировать свой запрос специалисту.
Курс не имеет целью обучение психиатрии специалистов-психиатров, поскольку многие вопросы рассматриваются в нем упрощенно.
Курс содержит описания психопатологических синдромов, заболеваний, при которых они встречаются и необходимых действий при них, а также практические демонстрации с участием лектора и слушателей ситуаций, которые могут встретиться на практике.
Всем, кто приступает к изучению любой медицинской дисциплины, в том числе и психиатрии, следует знать о "болезни третьего курса". Студент третьего курса медицинского института, приступив к изучению болезней, начинает находить их у себя. В этих случаях следует проконсультироваться у преподавателя или другого врача.

Методы исследования в психиатрии

    1. Наблюдение за поведением дает важную информацию о психическом состоянии. Необходимо исследовать контекст, в котором происходят те или иные действия. Например, зачарованное выражение лица и обездвиженность бывают при онейроидном помрачении сознания, характерном для тяжелых психических заболеваний, а может быть у здорового человека при прослушивании музыки.
    2. Опрос пациента.
    3. А. Жалобы пациента крайне важны для постановки диагноза. Надо дать возможность пациенту подробно рассказать о них. Необходимо, чтобы он рассказывал о них своими словами, избегая специальных терминов. Если термины используются, следует выяснить, что он под ними подразумевает, т.к. часто термины используются неправильно. Необходимо задавать "открытые" вопросы, на которые ответ не предрешен. Наводящие вопросы ("Голова болит утром или вечером?) - признак непрофессионализма для любого интервьюера (голова может болеть днем или вне связи с временем суток; следует спросить: "Когда болит голова?").

      Б. Анамнез (греч. - воспоминание). Пациент рассказывает историю своей жизни и заболевания. История жизни важна для понимания контекста, в котором произошли изменения психики, насколько они были подготовлены предыдущей жизнью человека. Все диагностические предположения следует облекать в "открытые" вопросы. Например на вопрос: "Почему вы читаете "Войну и мир?" можно получить ответ: "Раньше очень хотелось, но не было времени, сейчас появилась возможность", а можно: "Голос Льва Толстого приказывает".

    4. Опрос близких, сотрудников, знакомых, очевидцев часто называется объективным анамнезом но следует иметь в виду, что они сознательно или бессознательно могут искажать картину, что среди них могут оказаться душевнобольные. Важно не то, как они квалифицируют действия пациента, а описание его действий. Если они настаивают на определенном истолковании его действий, надо спросить, на чем они основывают свое мнение.
    5. Осмотр пациента. Неадекватно яркая косметика может навести на мысли о маниакальном состоянии (или на мысли о том что человек приготовился к выступлению на сцене). Неряшливость может говорить о депрессии или личностном дефекте. Следы инъекций на локтевых сгибах наводят на предположение о наркомании, а шрамы после порезов бритвой в лучезапястной области - о попытке самоубийства в прошлом, многочисленные послеоперационные шрамы - о синдроме Мюнхгаузена, при котором пациенты одержимы стремлением к хирургическим операциям, после которых они тут же исчезают из больницы, чтобы направиться к следующему хирургу.
    6. Психологические методы являются большим подспорьем для диагностики и исследования динамики психического состояния. Результаты их применения надо рассматривать в контексте сведений, полученных другими путями. Неверно говорить: "У него шизофрения, т.к. есть подъем на 8-й шкале Миннесотского теста".
    7. Нейрофизиологические методы.
    8. А. Электроэнцефалография (ЭЭГ) запись биотоков головного мозга позволяет уточнить диагноз эпилепси и органических заболеваний мозга.
      Б. Реоэнцефалография (РЭГ), запись колебаний электрического сопротивления кожи связанного с пульсом помогает уточнить диагноз сосудистого заболевания мозга.
      В. Эхоэнцефалография (ЭхоЭГ), ультразвуковая эхолокация мозга позволяет выявить смещение срединных структур мозга при его опухолях.

    9. Рентгенологическое исследование.
    10. А. Краниография,Краниография, снимок черепа позволяет уточнить диагноз органического заболевания мозга.
      Б. Пневмоэнцефалография после введения в спинномозгоаой канал воздуха, заполняющего желудочки мозга, используется для диагностики опухолей мозга.
      В. Ангиография, рентгеновский снимок сосудов мозга после введения через сонную артерию контрастных веществ, помогает исследовать состояние кровеносных сосудов мозга и их изменения под влиянием опухоли.
      Г. Копьютерная томография, послойное рентгенологическое исследование мозга с компьютерным анализом дает изображения каждого его слоя и позволяет уточнить диагноз опухоли, кисты, абсцесса или атрофического процесса.

      Два типа диагностики

    1. Выделение в состоянии человека симптомов, характерных для того или иного синдрома, используя доступные на данный момент методы исследования.
    2. Попытка понять, чем данный человек отличается от обычного клиента, пациента, прихожанина, партнера и т.д.

Этот подход могут использовать опытные профессионалы, у которых выработалась картина типичного клиента с его различными модификациями. Этот подход весьма уязвим из-за того, что в трудных ситуациях мы не склонны признавать свой непрофессионализм при неудачах, а склонны его объяснять тем, что "клиент плохой", в частности, страдает душевным заболеванием, и в силу этого не может адекватно воспринять наши терапевтические действия. Такой же соблазн бывает в ситуациях, когда клиент или партнер в определенных ситуациях оказывается выше нас и нам трудно это признать (например, можно признать что человек проявил большее, чем мы, усердие в работе а можно сказать что трудно конкурировать с гипоманиакальным сотрудником).

Аспекты психического заболевания

В психиатрии учитываются три аспекта заболевания:

1. Психический. Вызывает меньше всего сомнений т.к. и на уровне здравого смысла психическое заболевание по определению сопровождаются психическими нарушениями. Трудности возникают когда психичекая составляющая выражена слабо как это бывает при маскированных депрессиях.
2. Соматический (телесный). Психическое заболевание является заболеванием всего организма а не только головного мозга. Через изменение деятельности вегетативной нервной системы меняется функционирование всех органов и систем организма. Стресс влияет на состояние кожи и волос что выражается в поседении. При аффективных синдромах наблюдается повышение артериального давления учащается пульс бывают запоры у женщин прекращаются менструации.
3. Социальный. Любое психическое расстройство сказывается на социальном функционировании. Это - либо снижение трудоспособности снижение способности к плодотворному взаимодействию и теплым взаимоотношениям либо явная неадекватность поведения агрессивность неуживчивость.

    Следует учитывать все аспекты заболевания. Игнорирование или наоборот пристальное внимание только к одному аспекту обычно приводит к грубым ошибкам.

    Крому того существует еще один аспект:

  1. Духовный
  2. Духовный, отражающий взаимоотношения человека с Богом (признание вера в Него или отрицание и противостояние, решение вопроса о сущности человека, о добре и зле). Духовный аспект поведения больного и того, кто ему помогает, важен оттого, что представитель помогающей профессии, осознавая это или нет, явно или неявно, оказывает влияние на больного. Профессионал не должен пользоваться тем, что пациент находится в беспомощном состоянии и манипулировать его мировоззрением, внушая ему свои мировоззренческие установки, как "полезные для здоровья". Если он все же считает необходимым их высказать, ему следует их отделить от профессиональных установок и адекватно обозначить. В любом случае пациент должен иметь возможность принять осознанное решение при изменении своего мировоззрения.

Симптом, синдром, нозологическая форма

Симптом (от греч. симптома совпадение признак) - отдельный признак патологического состояния или болезни.
Синдром (от греч. синдромос совместный бег, совместно бегущий) - совокупность симптомов, объединенных единым механизмом развития.
Нозологическая форма (от греч. нозос болезнь) - определенная болезнь.
Пример. Симптомы такие, как недомогание, повышенная температура, слабость, головные боли, повышенное потоотделение образуют лихорадочный синдром, который может быть при разных заболеваниях: ОРЗ, гриппе, малярии, СПИДе и др.
В этом курсе рассматриваются в основном синдромы, начиная от самых легких и кончая самыми тяжелыми. Нозологические формы упоминаются в связи с синдромами - при каких заболеваниях встречается тот или иной синдром.

Астенический синдром

Астения (от греч. астенеиа бессилие слабость) - состояние, характеризующееся повышенной утомляемостью, слабостью, раздражительностью, повышенной чувствительностью, вегетативными расстройствами и нарушениями сна.

Компоненты астенического синдрома
Слабость
Раздражительная слабость
Повышенная чувствительность.
Впечатлительность.
Утрата психического равновесия: возбудимость раздражительность. Нетерпеливость.
Истощаемость и ее следствие - слабость.
Работают с трудом.
Отвлекаемость внимания, рассеянность.
Мышление не замедлено.
Затруднена концентрация на запоминании и припоминании, что субъективно осознается, как плохая память.
Чрезмерное расходование сил и замедленное их восстановление.
Повышение мышечного тонуса. Дрожание пальцев. Неточные движения, из-за чего портят предметы и ранятся.
Эмоциональная слабость: слезливость, растроганность, сентиментальность.
Эмоциональная лабильность (изменчивость).
Сон: затруднено засыпание, поверхностный сон, не приносящий чувства свежести.
Вегетативные нарушения: повышенная потливость, понос, изменчивый пульс и артериальное давление, дрожание пальцев и век.

Два варианта астенического синдрома: слабость и раздражительная слабость.

Отличия от депрессии: мышление не замедлено, устают, а не "расходятся" к вечеру.

Заболевания, при которых бывает астенический синдром.

Неврастения
Неврастения - самая распространенная форма невроза.
Неврозы - разновидность психогении, т.е. психического нарушения, возникающие под влиянием психическое травмы или хронической психотравмирующей ситуации. Не ведут к грубым нарушениям познавательной деятельности и неправильному поведению. Не нарушено восприятие. Больше страдают сами, чем окружающие. Обратимы. Есть сознание болезни и критическое отношение. Ограничиваются симптоматикой астенического эмоционального и невротического уровней (будут описаны далее).

Описана американским невропатологом Bird в 1869 г.Ее развитию способствуют: длительная психическая травматизация, постоянное напряжение. 3 стадии: гиперстеническая, раздражительная слабость, гипостеническая.
Развивается чаще у мужчин, чаще в возрасте 20-40 лет.
Длительность заболевания от нескольких месяцев до нескольких лет. Исход: выздоровление или астеническое развитие личности (см. далее)

Астенический синдром при других заболеваниях
При органических заболеваниях мозга. При соматических заболеваниях. При интоксикациях. После инфекционных заболеваний.

Депрессивный синдром
Ему посвящена отдельная страница под названием "Депрессия".

Верх страницы
Введение    Методы исследования в психиатрии   Два типа диагностики   Аспекты психического заболевания   Симптом, синдром, нозологическая форма  нозологическая форма   Астенический синдром   Заболевания, при которых бывает астенический синдром:   Неврастения     Другие  заболевания

 

 

psyscope_small.jpg (13193 bytes)

 

undercon.gif (293 bytes) Страница в процессе написания

 

Задача курса - обучение доврачебной диагностике психических заболеваний, которые встречаются в повседневной практике профессионала, работающего с людьми

Введение
Методы исследования в психиатрии  
Два типа диагностики   Аспекты психического заболевания  
Симптом, синдром, нозологическая форма Астенический синдром
Заболевания, при которых бывает
астенический синдром:

Неврастения
Другие  заболевания

 

 

 

Психиатрический аспект общения не всегда присутствует в работе профессионала, чья работа связана с общением, но может внезапно появиться и существенно, а иногда и фатально повлиять на ее результаты. Поэтому он  должен быть готовым к столкновению с душевнобольным, к коррекции своих действий, привлечению психиатра и сотрудничеству с ним.

 

Начало    О докторе    Психиатрия    Депрессия    Библия    Культы    Секретик  
Нерелигиозные культы    Увлечения    Новости    Ссылки    E-mail 

E-mail: doctor_petrov@chat.ru
URL:  http://www.chat.ru/~doctor_petrov  

Copyright (c) 1999, 2000, 2001, 2002 Nikolai Petrov. All rights reserved
Последнее изменение 08.09.02